Управление персоналом технологии обучения
Цель дисциплины - получение слушателями общих знаний о принципах построения системы обучения в организации; современных методах, технологиях и моделях обучения; методах определения эффективности проведенного обучения.
Содержание дисциплины:
Тема 1. Обучение персонала как основа успешной работы организации. Место обучения в системе управления человеческими ресурсами.
Стратегическое управление человеческими ресурсами. Задачи, стоящие перед обучением, в рамках стратегического подхода. Источники эффективной работы.
Обучение как средство достижения стратегических целей организации. Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации. Обучение как средство, облегчающее проведение организационных изменений.
Место обучения персонала в системе управления и в системе управления человеческими ресурсами организации. «Куб управления персоналом». Организационная политика в области обучения. Роль руководства в организации обучения персонала.
Обучение персонала на разных стадиях жизненного цикла организации. Факторы, влияющие на построение системы обучения в организации.
Принципы успешного обучения.
Тема 2. Теории обучения.
Бихевиористские, когнитивные и деятельностные теории учения. Современные подходы в обучении.
Тема 3. Обучение персонала как персонал-технология.
Концепция управления персоналом.
Требования, предъявляемые к персонал-технологиям. Должная квалификация и мотивация исполнителей. Необходимые документы. Обеспеченность ресурсами. Основные направления работы.
Педагогический и андрагогический подходы к обучению. Особенности обучения взрослых.
Тема 4. Системный подход к обучению персонала.
Взаимосвязь понятий «Стратегия - персонал». Понятие персонал-ресурс.
Система управления персоналом: исходные принципы, элементы системы, функции.
Целевые объекты управления персоналом.
Формирование системы обучения. Основные этапы построения системы обучения в компании.
Бизнес-процесс «Обучение персонала».
Задачи обучения. Колесо обучения.
Принципы, лежащие в основе эффективного обучения.
Задачи, решаемые при построении системы внутрифирменного обучения. Ответственность за обучение.
Связь системы обучения и развития персонала и системы мотивации. Мотивация в процессе обучения персонала. Обучение как способ мотивации и инструмент стимулирования.
Взаимосвязь обучения и оценки персонала.
Взаимосвязь системы обучения персонала и корпоративной культуры.
Применение HRMS в обучении персонала.
Преимущества системного подхода.
Тема 5. Построение системы подготовки персонала в организации.
Построение системы подготовки персонала в организации. Этажи системы.
Планирование обучения. Цели и задачи обучения. Планирование оценки. Выявление потребности в обучении. Разработка обучающих программ.
Тема 6. Оценка эффективности обучения. Управление обучением.
Предметы оценки. Сбор данных для оценки. Этапы оценки обучения.
Технология оценки эффективности обучения: основные элементы.
Оценка эффективности учебных программ.
Эффективность затрат.
Методы оценки эффективности обучения: схема Киркпатрика, возврат на инвестиции (ROI), целевой подход Тайлера, модель Скривена, прикладная теория Поля Кирнса, модель Стафлебима CIPP, схема CIRO, натуралистический подход Губа, модель "V" Брюса Аарона.
Тема 7. Современные технологии и методы обучения персонала.
Подходы к обучению: традиционный и развивающий.
Традиционные методы обучения: лекции, семинары, учебные фильмы.
Методы активного обучения: деловые и ролевые игры, сюжетные (сценарные) игры, симуляционные (имитационные) формы обучения, поведенческое моделирование, сase-study, баскет-метод, метафорическая игра, ментальные карты (Mind maps).
Методы профессионального обучения: обучение на рабочем месте, наставничество, стажировка, рабочая ротация, делегирование.
Другие методы и приемы обучения: обучение по методу «Shadowing», обучение по методу «Secondment», обучение по методу «Buddyung». Новые игровые технологии в обучении персонала.
Нетрадиционное применение известных методов и приемов обучения.
Модульное обучение. Дистанционное обучение. Обучение в рабочих группах. Обучение действием.
Ключевые факторы выбора методов обучения.
Тема 8. Психологические факторы в процессе обучения.
Познавательная деятельность человека.
Доминирующие модальности в обучении.
Факторы, влияющие на усвоение учебного материала.
Тема 9. Обучение руководителей.
Цели и содержание обучения руководителей. Принципы обучения руководителей. Требования, предъявляемые к обучению руководителей. Формы обучения руководителей.
Подготовка резерва на руководящие должности.
Тема 10. Обучающее подразделение в компании.
Управление обучением.
Построение интеллектуальной организации.
Система управления знаниями.
Создание Учебного центра. Его цели, структура.
Цели, структура, история создания Корпоративных университетов. Сложности организации. Примеры существующих Корпоративных университетов.
Вид литературы:
Книги
Учебный предмет:
управление персоналом