Введение
Экономическая история цивилизации занимает особое место в системе экономических и исторических наук. Она дает представле-ние о всеобъемлющей, глобальной истории, истории человечества.
По справедливому мнению одного из крупнейших французских историков Фернана Броделя такой подход должен охватывать все стороны деятельности человека в пространстве и во времени.
В этом особая роль принадлежит связи истории с другими нау-ками о человеке, в первую очередь с изучением истории матери-альной жизни. Причем надо учитывать, что невозможно объяснить историю человечества при помощи того или иного доминирующего фактора. Для того чтобы хотя бы приблизиться к истине, необхо-димо рассматривать максимально возможное количество взаимо-действующих факторов. Данный авторский курс – попытка истори-ческого синтеза в масштабе всего человечества.
Стержнем всего курса является прослеживание развития и эво-люции основных факторов производства: земли, труда, капитала, менеджмента и складывания их в современный оптимально эффек-тивный свободно-рыночный хозяйственный механизм, успешное долгосрочное функционирование которого обусловлено определен-ной социально-политической, государственно-правовой, духовно-ментальной, индивидуально-семейной и т.д. инфраструктурой, что в совокупности составляет систему, окрашенную национально-исторической спецификой.
Исключительно плодотворной представляется задача стимули-ровать мысль в направлении поиска ответа на кардинальный во-прос: почему в мире существует деление на так называемые «раз-витые» страны и народы (страны европейской культуры, опреде-ляющие ход мирового развития), и отстающие регионы? Кажется истинным лежащий на поверхности ответ – в этом заслуга, условно говоря, «капитализма». Но что такое «капитализм», «капиталисти-ческая система» как система, т.е. взятые в совокупности экономи-ческая, политическая, социальная сферы?
Если говорить с точки зрения экономической, то упрощенно – это капитал, лежащий в основе данной системы, т.е. самовозрас-тающая стоимость. Однако «самовозрастающая стоимость» прису-ща не только «капиталистической формации», если употреблять терминологию Марксовой концепции. В этом смысле капитал при-сутствует как в «докапиталистических», так и в «посткапиталисти-ческой» формациях.
Если же брать производственные связи, то, как верно отметил из-вестный французский экономист Морис Фламан, «капитализм» – это экономическая система, основанная на свободе предприятия и рынке.
Существо же проблемы, безусловно, заключается в переходе от реального типа центрально-управляемого хозяйства к реальному типу свободно-рыночного (используя терминологию концепции основопо-ложника немецкого либерализма Вальтера Ойкена). Определенно это связано с эволюцией таких факторов производства, как земля и капи-тал. Однако в этом переходе является исключительно важным и раз-витие такого фактора производства, как труд, трансформация систе-мы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие дан-ных факторов производства приводит к складыванию важнейшей хо-зяйственной структуры – предприятия, формированию предпринима-тельского мышления и генезису четвертого, системообразующего фактора – менеджмента, от которого зависит эффективность исполь-зования остальных производственных факторов.
Создание такого экономического механизма, доказавшего свою долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невоз-можно без радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума данная система достигает только тогда, ко-гда включает в себя каждую отдельно взятую личность. Таким обра-зом, так называемый экономический кругооборот получает макси-мально возможное количество первичных хозяйственных единиц.
Главным субъектом экономической и, следовательно, социаль-но-политической жизни становится индивид, личность, которая са-ма целиком несет за себя ответственность. С одной стороны, инди-вид стремится наиболее полно реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его ответственности. Философ-ское обоснование общественной ценности индивидуализма, сде-ланное голландцем Бенедиктом Спинозой, легло в основу его эко-номического обоснования, выраженного англичанином Джоном Локком в экономическом либерализме.
Поэтому политическая свобода и экономический либерализм, соответствующим образом гарантированные и защищенные госу-дарственно-законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов экономического механизма свободно-рыночной системы.
Данная система представляет собой стержень экономической эффективности. Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и лидерство различных стран.
Свободно-рыночная система – одна из основополагающих про-гресса как экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее функционирование и достижение максимальной эф-фективности экономики обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития экономической культуры.
Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и экономической сфере: личная политическая и со-циальная свобода, собственность и ее юридическая защита, разви-тие демократических политических институтов, формирование де-мократической партийно-политической системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни, включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм, раз-витие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание цивилизованной экономической культуры и саморегули-руемой экономической системы.
Каков был путь формирования свободно-рыночной системы, ее становления и развития? Каковы национальные формы и особенно-сти ее функционирования? В чем причина так называемого «особо-го исторического пути развития» России и, в частности, каковы его экономические предпосылки?
Помочь студентам поразмышлять по данным проблемам и попы-таться найти ответы на эти и другие вопросы и призван настоящий план-конспект лекционного курса, который следует рассматривать как краткий путеводитель в массе проблем курса. Работа над планом-конспектом должна дополняться синтетической и глубокой прора-боткой всего комплекса рекомендованных литературы и источников.
Вид литературы:
Лекции
Учебный предмет:
Экономическая теория