Петровских реформы - Рефераты - Библиотека

Исполнители
Безопасность заказов и сделок
Время на проверку работ
Войти
olga_1309 - автор студенческих работ

VIP! olga_1309  ЧАТ

Рейтинг : 21450
c264 - автор студенческих работ

VIP! c264  ЧАТ

Рейтинг : 5097

VIP! stepanivan  ЧАТ

Рейтинг : 874
lesi555 - автор студенческих работ

VIP! lesi555  ЧАТ

Рейтинг : 17976
Помощь по экономическим и гуманитарным дисциплинам
Студентам в помощь
VIP Исполнители
ВЫПОЛНИМ
Лента заказов

  • Заказать Работу
  • Готовые работы
    Заметки
    Библиотека
    Файлообменник
    Как сделать заказ
    Исполнители
    Магазин
    Новости
    Видео, ТВ и Радио
    Дисциплины
    Статьи, Опросы
    Форум
    Контакты
    Исполнители
  • Математические
  • Физика-Химия
  • Технические
  • Программирование
  • Гуманитарные
  • Экономические
  • Юридические
  • Иностранные языки
  • Другое, Разное
  • Статьи, Копирайтинг
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • Дизайн, Графика
  • Аудио/Видео
  • Сообщения форума
    Поздравим всех!
    С наступающим Новым Годом !
    С 8 МАРТА МИЛЫХ ЖЕНЩИН!!!
    Как вы относитесь к help-s.ru ?
    Посмотрим, посмеёмся! ;)
    Помочь с самоваром.
    Electronics Workbench 5.12
    WebMoney или YAndex
    Объявления и Уведомления
    Крик души
    День рождения
  • Cегодня (2): TheElena , scientistlux
  • Завтра: elfiy  Luiza 
  •  

    Петровских реформы

    Библиотека - файл № 18323    

    Введение

           Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося го-сударственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
    Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
           Большие достижения во многих областях общественной и государственной  жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясня-ют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.
    Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней так или иначе откликались на события петровского времени.
           Зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на раз-личия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достиг-нуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России.
    Большое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совер-шила скачок от отсталости, дикости к более передовым формам общественной жизни с помощью «Запада» - идей, заимствованных оттуда, и многочисленных специалистов, ставших помощниками Петра Первого в проведении преобразо-ваний.
        Столь же давнюю традицию имеет распространенное в зарубежной, и отчас-ти отечественной исторической науке противопоставление России и стран За-пада, антитеза «Россия - Запад», «Восток - Запад».
    Изображение России и СССР в качестве антипода Западу, европейской культу-ре, зачастую помимо исторической имело и политическую направленность (особенно во время «Холодной войны»). Стоит отметить, что это относится не только к трудам недавнего прошлого, существовала такая точка зрения и в до-революционный период.
    До сих пор можно встретить утверждения о кардинальном отличии историче-ского пути России в сравнении с западными странами, «разных корнях» их ис-торических традиций, отсталом «азиатском» характере хозяйства, обществен-ной жизни, культуры России в отличие от передовой европейской цивилиза-ции, будто бы представлявшей некое единство и противостоявшей тому, что имелось и имеется в отсталой России.
    Эти два мира являют-де две «противостоящие» друг-другу культуры. Представ-ления о фатальном расхождении исторических путей России и Западной Евро-пы (да и всего Запада вообще) питаются, среди прочего, концепциями, соглас-но которым на формирование русской государственности сильное или даже решающее влияние оказали византийские традиции, монголо-татарское иго, которые сыграли свою роль в том, что развитие Руси а затем России пошлов сторону, противоположную от Европы.
    Сторонники так называемой «Евразийской теории», корни которой восходят к государственной школе и славянофилам, проповедуют идеи о том, что Россия, будучи «смесью восточного и западного» остается мостом между Востоком и Западом. Отсюда утверждения о благодетельном воздействии Золотой Орды на эволюцию государственности в Северо-Восточной Руси, о некоем симбиозе Орды и Руси, положившем сильный отпечаток на всю последующю историю России царской и императорской эпох.
    (К историкам, разделяющим это мнение принадлежит, например, Л.Н. Гуми-лев.)
    В данной работе будут рассматриваться позиции русских ученых «государст-венников», таких как  Соловьев, Богословский.
    Их можно сгруппировать не по историографическим направлениям и классо-вым установкам, а по характеру, содержанию их трудов (специальные они или же общие), по позициям авторов, одни из которых рассматривают эпоху Петра на фоне предыдущего периода русской истории, другие- сравнивая с положени-ем в тогдашней Европе, третьи- в плане ее значения для последующего разви-тия России.






























    ---1---

          Значительная часть исторической литературы о России  18-ого века посвя-щена реформам Петра Первого; объясняется это например тем, что дореволю-ционные историки рассматривали связанный с ними узел проблем как ключе-вой, центральный в истории России.
         После 1917 года эти проблемы несколько отошли на второй план, но и в со-ветской историографии петровская эпоха считается одним из важнейших пе-риодов в истории нашего государства.
         Интересы же западных исследователей сосредоточились прежде всего на внешней политике России и биографии Петра Великого; после Наполеона царь характеризовался ими как личность, наиболее поразительная в истории Евро-пы, как «самый значительный монарх Европы этого века» .
    Основная часть литературы по этой теме- специальные труды, посвященные отдельным аспектам преобразовательной деятельности Петра. Выводы, содер-жащиеся в этих работах по большей части несопоставимы вследствии  разли-чий в объектах исследований, подходе авторов к теме и тому подобных факто-ров.
        Таким образом, в общих дискуссиях о петровских реформах может участво-вать лишь малая часть литературы по данной теме, но и она содержит чрезвы-чайно широкий спектр оценок. Возможно, объяснение крайнего несходства то-чек зрения состоит в том, что сложность, комплексный характер темы, делают невозможным для отдельного ученого ее всестороннее раскрытие, и поэтому многие историки превращают оценки отдельных аспектов реформ в составную часть общей характеристики преобразований, придавая им при этом весьма различный вес.
    Не менее разнообразен и фон, на котором исследователи оценивают реформы Петра. Здесь можно выделить три основных направления: одни историки рас-сматривают эту тему преимущественно в сравнении с предыдущим периодом русской истории, чаще всего непосредственно предшествовавшим эпохе Петра (кон. 16-17 век), другие сравнивают сложившуюся ситуацию с положением в Европе начала 18 века, третьи же оценивают историческое значение деятельно-сти Петра сквозь призму последующего развития России.
    Первая из названных точек зрения естественно порождает вопрос о том, в ка-кой степени петровская эра означала разрыв с прошлым (или,напротив, про-должала тенденции развития 17 века).
    Вторая заставляет уделять повышенное внимание дискуссии о зарубежных про-образах реформ, и их адаптации в российских условиях.
    Третья точка зрения, актуализирующая вопрос о следствиях реформ и их при-годности в качестве образца, уступает первым двум в научной плодотворности: так, реформы Петра Первого превратились в дореволюционной России в из-любленную тему для публичных дебатов. Эта тема таким образом была полити-зирована задолго до того, как началась ее научная разработка.
        Хотя и существует мнение, высказанное П.Н. Милюковым, что не дело исто-рика пускаться в рассуждения о том, были ли события прошлого позитивными или негативными, что историк обязан целиком сосредоточиться на «своей дея-тельности в качестве эксперта» выявляющего подлинность фактов, тем не ме-нее мало кто из историков преуспел в стремлении уйти от бесконечных публи-цистических дискуссий о том, насколько реформы Петра были вредны или по-лезны, предосудительны или достойны подражания с точки зрения морали или интересов нации.
    М.М Богословский в своей фактографической биографии Петра с сожалением констатировал, что более или менее обобщающие оценки петровской эпохи были выработаны главным образом под влиянием общефилософских систем, постоянно вторгающихся в область исследования источников.
    Видимо, эта характеристика Богословского вполне годится для оценки всей предшествовавшей истории исследования темы.


    ---2---

         В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Однако сильные разногласия царят сре-ди историков, пытающихся ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, и отличалась ли новая Россия от старой качественно.
    Рубежи, разделяющие участников этой дискуссии в большей мере исторически обусловлены, поскольку по мере все более основательного исследования как 17 так и 18 веков, увеличивалось число сторонников концепции, согласно которой реформы петровского времени являются закономерным результатом предшест-вовавшего развития страны.
         Существует и противоположная, «революционная» концепция, по которой реформы не имели почти ничего общего с предшествовавшим развитием стра-ны. Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках «революцион-ной» концепции был С.М. Соловьев, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра. Его взгляды находятся в прямом родстве с представлениями, господствовавшими во всей предшествовавшей этому труду историографии и публицистике.
    Он интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управ-ления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную ре-волюцию, рассекшую историю России надвое, и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую.
    Однако, в противоположность славянофилам, Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматри-ваться как целиком и полностью национальные.
        Русское общество 17 века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер- «точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешатель-ства» .
    Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается Соловьевым негативно.
    Богословский, не придерживаясь четко материалистических позиций представ-лял реформы как радикальный и полный разрыв с прошлым.
    Схожая точка зрения, но с позиций марксистской историографии приводилась М.Н. Покровским и Б.И. Сыромятниковым - оба этих историка основывают свое мнение относительно революционного характера преобразований на пе-ременах в расстановке классовых сил в начале 18 века.
    В западной литературе также имеются отдельные примеры оценки реформ как революции или по крайней мере «трансформации».
        Существует еще один взгляд на эту проблему, более нейтральный, а именно - «эволюционная» концепция.
    Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О. Клю-чевского, С.Ф. Платонова. Эти историки, глубоко исследовавшие допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводящие мысль о  преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Они категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность та-кому взгляду они утверждают, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Велико-го , но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям».
    «17 столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых от-ношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в раз-витие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он переиначивал сложившееся состояние составных частей».
    По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использован-ных им методов.
         На сегодняшний же день в науке преобладающим является мнение, что ре-формы Петра не означали кардинального разрыва с прошлым, хотя и в двадца-том веке отдельные крупные историки, как, например, ученики Ключевского - М.М. Богословский и М.Н. Покровский в этом вопросе были солидарны с Со-ловьевым.
    Начиная с середины тридцатых годов для советских историков было характер-но убеждение в том, что сущность петровской России по сравнению с 17 веком не изменилась. Точка зрения Сыромятникова в этом смысле исключение. Но в то же время и советские и западные историки едины во мнении, что реформы Петра дали резкий толчок к акселерации важных тенденций развития России, именно эта черта в первую очередь придает петровской эпохе ее особый харак-тер.

                                                                  


    ---3---

        Вторая из наиболее отчетливо поставленных проблем в общей дискуссии о реформах Петра содержит в себе вопрос: в какой мере для реформаторской дея-тельности были характерны планомерность и систематичность?
    У Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланиро-ванную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок: «В этой системе даже войне от-ведено заранее поределенное место в числе средств реализации общего плана» .
    В этом отношении труд Соловьева испытал влияние предшествовавшей его на-писанию историографии и публицистики. Его основные идеи могут во многих случаях быть прослежены до работ непосредственно послепетровской эпохи.
    Задолго до Соловьева всеобщим стало мнение, что деятельность Петра и ее ре-зультаты были порождением почти сверхчеловеческого разума¬: осуществлени-ем дьявольского плана или проявлением высшей мудрости, реформатор тради-ционно характеризовался как «антихрист» (раскольниками) или «человек, Богу подобный» (М.В. Ломоносовым).
    Но не все историки придерживаются столь лестного для Петра взгляда на ре-формы. Точка зрения относительно очевидной бесплановости и непоследова-тельности преобразований Петра разделяется В.О. Ключевским, который под-черкивает, что движущей силой преобразований была война. Ключевский счи-тает, что структура реформ и их последовательность были всецело обусловлены потребностями, навязанными войной, которая, по его мнению, тоже велась до-вольно бестолково. В противоположность Соловьеву Ключевский отрицает, что Петр уже в ранний период своей жизни ощущал себя призванным преобра-зовать Россию; лишь в последнее десятилетие своего царствования Петр, по мнению Ключевского, стал осознавать что создал что - то новое, одновременно и его внутренняя политика стала утрачивать черты скоропалительности и неза-вершенности решений. Этот взгляд положил начало ряду других точек зрения, более сосредотачивающихся на различных нюансах реформ.
        В советской историографии по вопросу планомерности реформ тоже не су-ществовало единого взгляда. Как правило предполагался более глубокий смысл преобразований, нежели только повышение эффективности военных действий.
    С другой стороны, распространенным было мнение, что ход войны имел ре-шающее влияние на характер и направленность петровских преобразований. Отмечалось и то, что реформы приобретали все более отчетливый характер планомерности и последовательности по мере неуклонно возраставшего пере-веса России над Швецией в Северной Войне.
    Для авторов таких исследований характерным является стремление провести границу между первой «лихорадочной» фазой войны, когда внутренние рефор-мы имели хаотичный и незапланированный характер, и последним десятилети-ем жизни Петра, когда правительство располагало достаточным количеством времени для обдумывания более перспективных решений. К этому периоду и относятся самые эффективные и существенные преобразования.

                                                                   ---4---

    Существует еще одна тема, вызывающая сильные разногласия - это историче-ская  сущность реформ. В основе понимания этой проблемы лежат либо воз-зрения, основанные на марксистских взглядах, то есть считающие, что полити-ка государственной власти основана и обусловлена социально - экономической системой, либо позиция, согласно которой реформы - это выражение едино-личной воли монарха. Эта точка зрения типична для «государственной» исто-рической школы в дореволюционной России.
    Первый из этого множества взглядов - мнение о личном стремлении монарха европеизировать Россию. Историки, придерживающиеся этой точки зрения считают именно «европеизацию» главной целью Петра.
    По мнению Соловьева встреча с европейской цивилизацией была естественным и неизбежным событием на пути развития русского народа. Но Соловьев рас-сматривает европеизацию не как самоцель, а как средство, прежде всего стиму-лирующее экономическое развитие страны.
    Теория европеизации не встретила, естественно, одобрения у историков, стре-мящихся подчеркнуть преемственность эпохи Петра по отношению к предше-ствовавшему периоду.
        Важное место в спорах о сущности реформ занимает гипотеза о приоритете внешнеполитических целей над внутренними. Гипотеза эта была выдвинута впервые Милюковым и Ключевским.
    Убежденность в ее непогрешимости привела Ключевского к выводу, что ре-формы имеют различную степень важности: он считал военную реформу на-чальным этапом преобразовательной деятельности Петра, а реорганизацию фи-нансовой системы - конечной его целью. Остальные же реформы являлись либо следствием преобразований в военном деле, либо предпосылками для достиже-ния упомянутой конечной цели. Самостоятельное значение Ключевский прида-вал лишь экономической политике.
    Последняя точка зрения на эту проблему - «идеалистическая». Наиболее ярко она сформулирована Богословским - реформы он характеризует как практиче-скую реализацию воспринятых монархом принципов государственности. Но тут возникает вопрос о «принципах государственности» в понимании царя. Бого-словский считает, что идеалом Петра Первого было абсолютистское государст-во, так называемое «регулярное государство», которое своим всеобъемлющим бдительным попечением (полицейской деятельностью) стремилось регулиро-вать все стороны общественной и частной жизни в соответствии с принципами разума и на пользу «общего блага».
    Богословский особенно выделяет идеологический аспект европеизации. Он, как и Соловьев, видит  во введении принципа разумности, рационализма радикаль-ный разрыв с прошлым. Его понимание реформаторской деятельности Петра, которое можно назвать «просвещенный абсолютизм», нашло множество при-верженцев среди западных историков, которые склонны подчеркивать, что Петр не являлся выдающимся теоретиком, и что преобразователь во время сво-его зарубежного путешествия принимал во внимание прежде всего практиче-ские результаты современной ему политической науки.
    Некоторые из приверженцев этой точки зрения утверждают, что петровская го-сударственная практика отнюдь не была типичной для своего времени, как это доказывает Богословский. В России при Петре Великом попытки воплотить в жизнь политические идеи эпохи были гораздо более последовательными и да-лекоидущими, чем на Западе.
    По мнению таких историков русский абсолютизм во всем, что касается его ро-ли и воздействия на жизнь русского общества занимал совершенно иную пози-цию, чем абсолютизм большинства стран Европы. В то время, как в Европе правительственную и административную структуру государства определял об-щественный строй, в России имел место обратный случай - здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру.
    В этой связи нужно отметить и то, что в дискуссии о сущности русского абсо-лютизма, завязавшейся в советской историографии, нашлись сторонники той точки зрения, что государственная власть в России занимала значительно более сильную позицию по отношению к обществу, чем европейские режимы. Но эта точка зрения в советской историографии доминирующей не являлась. Совет-ские историки, которые стремились дать петровскому государству и его поли-тике свою характеристику, как правило уделяли особое внимание экономиче-ским и социальным преобразованиям; при этом отношения классов служили отправной точкой. Единственное в чем здесь были расхождения - это в пони-мании характера классовой борьбы и соотношения противоборствующих сил в этот период.
        Первым, кто попытался определить сущность реформ Петра с марксистских позиций был Покровский. Он характеризует эту эпоху как раннюю фазу зарож-дения капитализма, когда торговый капитал начинает создавать новую эконо-мическую основу русского общества.
    Как следствие перемещения экономической инициативы к купцам, власть пе-решла от дворянства к буржуазии (т.е. к этим самым купцам). Наступила так называемая «весна капитализма». Купцам необходим был эффективный госу-дарственный аппарат, который мог бы служить их целям как в России так и за рубежом.
    Именно по этому, по мнению Покровского, административные реформы Петра, войны и экономическая политика в целом, объединяются интересами торгового капитала.
        Некоторые историки, придавая торговому капиталу большое значение, свя-зывают его с интересами дворянства. И хотя тезис о доминирующей роли тор-гового капитала был отвергнут в советской историографии, можно говорить о том, что мнение относительно классовой основы государства оставалось в со-ветской историографии с середины 30-х до середины 60-х годов господствую-щим. В этот период общепризнанной была точка зрения, согласно которой пет-ровское государство считалось «национальным государством помещиков» или «диктатурой дворянства». Его политика выражала прежде всего интересы фео-далов - крепостников, хотя внимание уделялось и интересам набирающей силу буржуазии.
    В результате проводимого в этом направлении анализа политической идеоло-гии и социальной позиции государства, утвердилось мнение, что сущность идеи «общего блага» демагогична, ей прикрывались интересы правящего клас-са.   Хотя это положение разделяет большинство историков, есть и исключения. Например, Сыромятников, в своей книге о петровском государстве и его идео-логии, полностью присоединяются к данной Богословским характеристике го-сударства Петра как типично абсолютистского государства той эпохи. Новым в полемике о российском самодержавии стала его интерпретация классового фундамента этого государства, которая базировалась на марксистских опреде-лениях предпосылок Европейского Абсолютизма. Сыромятников считает, что неограниченные полномочия Петра основывались на реальной ситуации, а именно: противоборствующие классы (дворянство и буржуазия) достигли в этот период такого равенства экономических и политических сил, которое по-зволило государственной власти добиться известной независимости по отно-шению к обоим классам, стать своего рода посредником между ними.
    Благодаря временному состоянию равновесия в борьбе классов, государствен-ная власть стала относительно автономным фактором исторического развития, и получила возможность извлекать выгоду из усиливающихся противоречий между дворянством и буржуазией.
    То, что государство стояло таким образом в известном смысле над классовой борьбой, ни в коем случае не означало, что оно было полностью беспристраст-но. Углубленное исследование экономической и социальной политики Петра Великого привело Сыромятникова к выводу, что преобразовательная деятель-ность царя имела в целом антифеодальную направленность, «проявившуюся, например, в мероприятиях, проведенных в интересах крепнущей буржуазии, а также в стремлении ограничить крепостное право».
    Эта характеристика реформ, данная Сыромятниковым, не нашла значительного отклика у советских историков. Вообще советская историография не приняла и критиковала его выводы (но не фактологию) за то, что они были очень близки к отвергнутым ранее положениям Покровского.
    К тому же многие историки не разделяют мнение о равновесии сил в петров-ский период, не все признают едва народившуюся в 18 веке буржуазию реаль-ным экономическим и политическим фактором, способным противостоять по-местному дворянству.
    Подтвердилось это и в ходе дискуссий, шедших в отечественной историогра-фии в 70-х годах, в результате которых было достигнуто относительно полное единство мнений относительно неприменимости тезиса о «нейтральности» вла-сти и равновесии классов применительно к специфическим российским услови-ям.
        Тем не менее, некоторые историки, в целом не соглашаясь с мнением Сыро-мятникова, разделяют его взгляд на петровское единовластие, как относительно независимое от классовых сил. Они обосновывают независимость самодержа-вия тезисом о равновесии в новом варианте. В то время, как Сыромятников оперирует исключительно категорией социального равновесия двух различных классов - дворянства и буржуазии, Федосов и Троицкий рассматривают в каче-стве источника самостоятельности политической надстройки противоречивость интересов внутри правящего класса. И, если Петр Первый смог провести в жизнь столь обширный комплекс реформ вопреки интересам отдельных соци-альных групп населения, то объяснялось это накалом той самой «внутриклассо-вой борьбы», где с одной стороны выступала старая аристократия, а с другой - новое, бюрократизированное дворянство.
    В то же время, нарождающаяся буржуазия, поддерживаемая реформаторской политикой правительства, заявила о себе, хоть и не столь весомо, выступая в союзе с последней из названных противоборствующих сторон - дворянством.
        Еще одна спорная точка зрения была выдвинута А.Я. Аврехом, зачинателем дебатов о сущности российского абсолютизма. По его мнению абсолютизм возник и окончательно укрепился при Петре Первом. Его становление и неви-данно прочное положение в России стало возможным благодаря относительно низкому уровню классовой борьбы в сочетании с застоем в социально - эконо-мическом развитии страны.
    Абсолютизм следовало бы рассматривать как форму феодального государства, но отличительной чертой России было стремление проводить вопреки явной слабости буржуазии именно буржуазную политику, и развиваться в направле-нии буржуазной монархии.
    Естественно, эта теория не могла быть принята в советской историографии, ибо противоречила некоторым марксистским установкам.
    Это разрешение проблемы не нашло особого признания и в ходе продолжав-шейся дискуссии советских историков об абсолютизме. Тем не менее Авераха нельзя назвать нетипичным участником этой полемики, которая характеризова-лась во первых явным стремлением акцентировать относительную автономию государственной власти, а во вторых единодушием ученых в вопросе о невоз-можности характеризовать политическое развитие только посредством простых заключений, без учета особенностей каждого периода истории.
        Вне связи с дискуссией об абсолютизме историки обсуждали проблему лич-ного вклада царя Петра в реформы. Фигура Петра давно приковывала внимание многих авторов, но большинство из них ограничивалось общими, и преобла-дающе положительными психологическими портретами противоречивой лич-ности царя (причем такие работы появляются и в западной историографии).
    Почти все эти характеристики возникли на основе предположения, что неза-урядная личность Петра наложила отпечаток на всю политическую деятель-ность правительства и в положительном, и в отрицательном смысле.
    Хотя подобная оценка достаточно интересна сама по себе, она лишь изредка находит подтверждение в серьезных исследованиях, касающихся степени и ха-рактера влияния Петра на процесс преобразований. Чаще же ученые довольст-вуются определениями роли монарха, основанными на представлениях о нали-чии или отсутствии рамок, ограничивающих деятельность великих людей, и их функции в историческом процессе (тут интересно отметить, что попытки вос-создать психологический портрет Петра Первого делались даже на основе за-писей его снов.)
        Первым открыто усомнился в величии Петра П.Н. Милюков. Основываясь на выводах своего исследования преобразовательной деятельности в фискально - административной области, которую он полагал вполне репрезентативной для оценки личного вклада царя в реформы, Милюков утверждает, что сфера влия-ния Петра была весьма ограниченной, реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований  осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно его окружением.
    Таким образом, Милюков, в ходе своего исследования обнаруживает длинный ряд «реформ без реформатора».
    В свое время, точка зрения Милюкова привлекла большое внимание, однако распространенной она стала позднее, когда появились обобщающие труды М.Н. Покровского, в которых Петр предстает уже вовсе безвольным орудием капитала.
        Вызов, брошенный Милюковым, был принят другими историками.
    Например, уже в 1897 году русский историк Павлов-Сильванский опубликовал две работы с совершенно противоположной оценкой роли Петра в преобразо-ваниях.
    Одна из этих двух работ посвящалась теме отношения царя к ряду проектов ре-форм, другая - законодательной деятельности Верховного Тайного Совета не-посредственно после смерти Петра. Эти архивные исследования позволили Павлову-Сильванскому сделать вывод, что в области реформ именно царь Петр, и никто иной, был побудительной и движущей силой. Петр часто дейст-вовал без учета мнений своих советников; более того, после смерти царя его ближайшие прижизненные помощники зачастую вели себя как принципиаль-ные противники реформ.
    Но, если Павлов-Сильванский, как и Милюков, исследовал сравнительно огра-ниченные архивные комплексы, то советский историк Н.А. Воскресенский по-святил всю свою жизнь изучению огромной  массы законодательных актов пет-ровской эпохи, в ходе которого он стремился при помощи анализа проектов и черновиков установить, какие конкретно лица, административные органы и со-циальные группы оказывали влияние на формирование отдельных законополо-жений. Эта весьма примечательная в методологическом отношении работа ук-репила позиции Павлова-Сильванского, так как в ней Воскресенский пришел к выводу, что кабинет, то есть личная канцелярия царя, оказывал на законода-тельство решающее влияние, роль самого монарха в преобразовательной дея-тельности была «руководящей, многосторонней, полной энергии и творчества. Им были формулированы все наиболее важные нормы, отразившие основные тенденции, задачи, содержание и приемы предпринимаемых им реформ».    
    Воскресенский не мог, естественно, в ходе своей работы собрать все относя-щиеся к теме материалы, освещающие вопрос о том, кто был инициатором соз-дания многих законоположений, и полемика о личной роли Петра в выработке отдельных законов эпохи преобразований продолжается.
        Влияние Петра на внешнюю политику государства не стало предметом сис-тематических исследований, но, согласно общепринятому мнению, император использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы из-менить отношения России и окружающего мира; кроме того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили ак-тивную и ведущую роль Петра в этой области государственной деятельности.


    Заключение


        Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его эпоху - великое мно-жество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.
    В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом.
    Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах  о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.                                            
    Вообще, споры о Петре великом - нечто большее, нежели споры об одном от-дельном периоде русской истории, одном отельном правителе.
    Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофи-лами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром.
    Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, гранди-озности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.





















    Вид литературы:  Рефераты
    Раздел:
    Гуманитарные:
    Политология.
    Автор: radichrhcp

    Добавлена 13.11.2009 в 15:50:39



    Голосование


    Случайное стихотворение

    Действие равно противодействию!
    В лёгкой стихотворной форме изучаем законы равновесия...

    Теормех - он вам не шутка!
    Страшно вслух произносить.
    Но серьёзная наука
    Очень лёгкой может быть.

    Вы парьтесь счас о том,
    что стихи прикольные.
    Вспомните по физике
    Вы уроки школьные.

    В лёгкой и доступной форме
    Вкратце опишу я Вам,
    Как контрольные задачи
    Мучить, с горем пополам.

    Вы в решении задачи
    Пользуйтесь своим умом.
    Не надейтесь на удачу.
    Поколдуйте над числом.

    Если Вам сказали:- Надо
    Злую силу рассчитать,
    Ту, что заставляет тело
    В равновесии стоять,

    Сразу вспомните про силы,
    Те, что меж собой равны.
    Суммы их всегда красиво
    Чётко в ноль сойтись должны.

    Если снизу нам на тело
    Сильно давит что-нибудь
    Например, подставка смело
    Преграждает вниз нам путь,

    Значит тело с той же силой
    На подставку надавило.
    Ну а силу веса тела
    Посчитаете Вы смело.

    Вот такой простой пример
    Закона сохранения.
    Этой лекции моей
    Ждите продолжение!
    Оставить комментарий

     
     
     


    Смотрите также по данному разделу
     
    Исполнителям
    DenisChigrev В связи с тем что одногруппник отказался от его работы , завысил ценник , сроки не соблюдает от слова совсем. Работа по итогу так и не выполнена.    
    bushka Спасибо большое за сложную работу, выполненную в ехель  
    SiberianWolf КРАЙНЕ не рекомендую данного исполнителя! Поначалу нашего сотрудничества я решил почитать отзывы, и половину из них оказались негативными. Люди писали, что исполнитель сначала сильно задерживает со сроками, а после вообще игнорит. Но были и положительные, из-за чего я подумал, что всё же лучше будет согласиться с ним работать. Как же я ошибался.    
    Eleon2012 Прекрасный заказчик! Четкие задания, всегда на связи. Быстрая разблокировка!  
    DenisChigrev Работу делал два месяца, вместо договоренных трех недель. Всё время говорил, что некогда, исправляет какие-то ошибки. При этом делал работы тех, кто делал заявки позже меня. Когда он сделал мне работу, то она мне была уже не нужна. И в итоге отказался делать работы моим додногруппникам-должникам.    
    olga_1309 Большое спасибо за работу! Приятно иметь дело с надежным человеком!  
    myangel очень оперативное выполнение заказа, спасибо большое!  
    valnik Прекрасный автор, очень рекомендую!  
    _Любовь_ Благодарю за качественное выполнение заказа, буду рад работать с Вами еще!  
    vladi_79 Спасибо за досрочную разблокировку!  
    Новые отзывы
    Программистам Дизайнерам Сайты Сервис Копирайтерам Файлообменики Заработок Социальная сеть Статистика
  • Советы и статьи
  • Основы программирования
  • Веб-программирование
  • Soft, программы
  • Статьи, Советы
  • Форум дизайнеров
  • Soft дизайнеров
  • С чего начать?
  • Создание сайтов
  • Раскрутка сайтов
  • CMS системы, магазины
  • Домены, Хостинг
  • Soft, программы
  • Безопасные сделки
  • Менеджеры
  • Личные авторы
  • Личные исполнители
  • CМС Уведомления
  • Email Уведомления
  • СМС пользователям
  • Емэйл и СМС Рассылки
  • Объявления Уведомления
  • Публикация картинок
  • Сокращение ссылок
  • Статьи и Советы
  • Seo
  • Soft, программы
  • Файлообменник бесплатный
  • Обзор файлообменников
  • Заработок на
    файлообменниках
  • Статьи и Советы
  • Облачные хранилища
  • Сайт помощи студентам
  • 2х уровневая реферальная
    программа
  • Удаленное создание заказов
  • Форум о Заработке
  • Статьи, советы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Лучшие
  • Пользователей: 332573
  • Исполнителей: 7624
  • Заказано работ: 373260
  • Выполнено на заказ: 132044
  • Готовых работ: 176312
  • В библиотеке:2439
  • Полная Статистика
  • решение задач по химии с формулами.
      Доклад   Диплом  Диссертация  Курсовая  Отчеты по практике  Контрольная  Реферат  Решение задач  Лабораторная  Презентация  Бизнес-планы  Эссе  Отзывы и рецензии   Монография   Чертежи   Перевод   Набор текста, формул   Онлайн