Приобщение к культуре родного края на ия
Все более актуальным в современных условиях демократического развития страны, стремящейся все к более широким контактам в мире, становится изучение иностранных языков. Педагоги отмечают важность обучения иностранному языку как средству общения для понимания школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа.[2]
Актуальность проблемы содержания обучения иностранного языка очевидна, поскольку необходимо реализовать воспитывающий, образовательный и развивающий потенциал учебного предмета применительно к личности каждого ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации и готового самостоятельно самосовершенствоваться. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой родины. Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой в том случае, когда в процессе преподавания значительное место отводится родной национальной культуре.
Педагоги справедливо предают большое значение изучению родного края. Регионоведение поможет учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Регионоведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире. В соответствии с дидактическим принципом о неразрывной связи процессов обучения и воспитания детям предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки.[7].
Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Не стоит забывать и о роли социокультурного компонента содержания обучения, который обусловливает ситуативность использования языка, что в свою очередь непосредственно влияет на коммуникативную компетенцию учащихся. Эти факторы и определяют актуальность связи изучения иностранных языков с проблемами регионов, которые в последнее время приобретают всё бóльшую самостоятельность.
Проблема заключается в том, что в практике учителя иностранного языка испытывают большие трудности, связанные с неразработанностью методического обеспечения, с отсутствием региональных материалов на иностранном языке. Анализ современных учебников по иностранному языку показывает, что в них содержится обилие материалов из истории и культуры стран изучаемых языков. Страноведение нашей страны предоставлено в учебниках недостаточно.
Поэтому целью работы является:
- проследить, насколько эффективна передача учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне;
- какие формы использования регионального материала на иностранном языке наиболее эффективны и насколько это способствует повышению эффективности обучения иностранному языку.
Таким образом, предметом исследования являются формы и приемы работы с материалом на урок иностранного языка и во внеклассной работе.
Объектом исследования в работе является практическая функция социокультурного компонента, а также определение роли и места родной культуры в процессе овладения культурой другой страны.
Главными задачами в моей работе я выделяю следующие:
-показать целесообразность использования регионального материала при обучении иностранному языку;
-рассмотреть вопросы формирования социокультурного подхода за счет включения краеведческого материала в содержание обучения ИЯ;
-проанализировать УМК 9 класса с точки зрения включения регионального материала в содержание обучения;
-представить формы работы и приемы с региональным материалом.
Для решения данных задач используются следующие методы исследования:
1.Изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме.
2.Наблюдение за педагогическим процессом учащихся 8 классов.
3.Анализ УМК «Deutsch. Schritte 4» для 8 класса с точки зрения возможности включения краеведческого материала в содержание образования иностранному языку.
4.Моделирование учебного процесса.
В настоящее время все большее внимание среди учителей заслуживает социокультурный подход к обучению.
В условиях школьного образования возможность представлять свою страну и культуру на иностранном языке может стать одним из мотивов овладения языком.
В данной работе я буду рассматривать социокультурную компетенцию, которая включает в себя:
-приобщения учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуация общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
- формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Программа начального общего образования по немецкому языку включает в себя 3 основных содержательных линии:
-коммуникативные умения;
-языковые знания и навыки оперирования ими;
-социокультурные знания и умения.
Немало важно в обучении иностранного языка это культуроведческая направленность. Привлечение этого компонента при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели - формирование способности к общению на изучаемом языке.
Считают целесообразным включение в школьный курс иностранного языка историко - фактологического материала, одним из главных элементов которого является исторический материал, отражающий общественно-историческую жизнь во всем своем разнообразии.
Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.
Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краёв и областей. [32]
Таким образом, можно сделать вывод, что речь идёт об интеграции в учебный процесс национально-регионального компонента.
Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:
1.Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:
-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
- формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
- осознание вклада края в мировую культуру.
2.Воспитание средствами немецкого языка предполагает формирование у школьников:
-понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;
-толерантного отношения к другой культуре;
-ценностного отношения к себе, другим и миру;
-активной жизненной позиции.
Цели регионального компонента:
-Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по немецкому языку;
-Способствовать формированию личности выпускника 9 класса как достойного представителя нового поколения.
Задачи регионального компонента:
-Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.
-Создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народа.
-Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках немецкого языка.
-Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.
Н.В. Барышников справедливо подчеркивает, что доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языком в средней школе может сослужить плохую службу учащимся. Они неизбежно окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнёров по общению.
С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную часть речи. Такая оценка краеведения приводит нас к выводу о том, что эта часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому.
В законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.
Анализ учебника немецкого языка для 8 класса и книга для учителя показали, что учебник отражает как реалии изучаемой страны, так и своей.
Тематика самого учебника 8 класса « Wir bereiten uns auf den Empfang der deutschen Jugendlichen vor», «Eine Reise dṻrch die BRD» подразумевает знакомство с реалиями страны изучаемого языка и достопримечательностями города.
Учебник представляет широкие возможности для включения в содержание обучения краеведческой информации, что способствует совершенствованию языковых и речевых навыков и умений.
Так мною были разработаны тексты, краеведческого содержания, которые отражали реалии нашего родного города. В них отражались такие вопросы как: 1. Uljanowsk;
2. Die Sehenswürdigkeiten in unserer Stadt;
3. Heimatmuseum.
4. Musik in unserer Stadt;
5. Feste und Bräuche.
При работе над данными текстами использовались различные приемы работы.
Игра, прежде всего, социально-ролевая, понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Именно в игре как особом виде общественной практике, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.
На внеклассном занятии в 7 классе школы №74 в рамках темы «Die deutsche Schule. Wie sind sie?» было проведено мероприятие по теме «Eine Reise nach Simbirsk», главной целью которого было- познакомить учащихся с системой образования в старом Симбирске и информациуй о Классичечкой Симбирской гимназии,чтобы учащиеся смогли узнать о реалиях того времени и почувствовать себя гимназистами тех дней. (см. приложение 4)
В ходе мероприятия учащимся был предложен текст и различные формы работы к нему (ответить на вопросы, поиск эквивалентов, восстановление содержание в форме старого письма из прошлого). Одной из работ было написание письма в прошлое, с помощью которого я смогла проконтролировать знания, которые они получили в ходе занятия.
Так на внеклассном занятии в 8 классе школы №74 в рамках темы «Sorgen wir fur unsere Stadt Uljanowsk» главной целью было - показать учащимся проблему загрязнения нашего города, выход из нее и научить учащихся самостоятельной работе. ( см. приложение 3)
В ходе данного внеклассного занятия учащиеся подготовили сообщения о животных и растениях, занесенные в красную книгу и как их нужно защищать и что нужно делать для того, чтобы они не исчезли с нашей Земли.
Важно использовать региональный компонент на уроке иностранного языка и при подготовке к проекту. Региональный компонент стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
Через проекты дети могут:[18]
-выразить себя и свое отношение к окружающему миру (выполнение творческих работ, презентаций, сайтов по краеведению);
-прикоснуться к прекрасному через развитие художественного эстетического вкуса учащихся при выполнении графических проектов, участие в конкурсах;
- заглянуть в глубину веков, познакомиться с историей своих предков, принимая участие в дистанционных викторинах, проводя поисковую работу и создавая сайт школьного музея;
- познать неизведанное (выполнение исследовательских задач, моделируя разнообразные процессы и явления).
На внеклассном мероприятии, проведенного в 8 классе в школе №74 по теме «Simbirsk- Uljanowsk», целью моей работы было познакомить учащихся с историей и культурой нашего края. Занятие было проведено в форме игры,учащиеся смогли использовать знания, которые получали на уроках немецкого языка. Были выбраны различные приемы работы: составление ребусов, дополнение содержание, разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, выполнение теста. (см. приложение 5)
После проведенного внеклассного занятия детям была предложена коллективная работа по создания проспекта нашего города «Uljanowsk - Simbirsk». Данная работа вызвала у учащихся большую заинтересованность. На первом этапе по созданию проекта было определено вместе с учащимися, какие рубрики будут предложены читателям в нашем проекте:
На втором этапе учащиеся были распределены на пять микрогрупп, и одна группа отвечала за оформления проекта. Каждой группе предлагалось найти информацию на родном языке по определенной рубрике. Учащиеся работали самостоятельно.
На третьем этапе учащиеся сообщали информацию на родном языке всему классу, выступая в роли экскурсоводов.
На четвертом была предложена переводческая деятельность, где ученики работали со словарями, и так же вносилась помощь и коррекция учителя.
На пятом этапе каждая группа представляла собой туристическое агенство, и рекламировало достопримечательности нашего города. После чего всем учащимся было предложено написать в книгу «Жалоб и предложений», что им понравилось, что нового они узнали и что бы они пожелали нашему городу. ( см. приложение 8)
Задания вызвали заинтересованность у учащихся и оказали эмоциональное воздействие. Подобные уроки способствуют совершенствованию речевых, языковых умений и навыков и воспитывают у учащихся чувство патриотизма и любовь, и уважение к родине.
В рамках темы «Die Deutschen. Wie sind sie?» в 7-х классах при выполнении упр. 20 на стр. 71, где рассказывается о характерных чертах немцев, их памятниках культуры, знаменитых персонажах, учащимся предлагается создать такой же проект о русских, на основе прочитанных текстах в учебнике для 7 класса.
Целью данного урока было познакомить учащихся и привлечь их внимание к тому, как относятся к русским другие национальности, что характерно для русских, чем они гордятся.
Уроки показали, что учащимся очень интересно заниматься иностранным языком, особенно когда информация касается их самих. И большую заинтересованность они проявляют в ходе игры, в ходе создания проектов, на внеклассных занятиях.( см. приложение 2)
Подводя итоги проделанной работы, можно с полной уверенностью, опираясь на результаты практической деятельности, утверждать о необходимости включения регионального материала в содержание обучения иностранному языку.
В данной работе мы рассмотрели актуальность социокультурного компонента, интеграцию национально- регионального компонента в содержание обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории родной страны.
Было определено, какими путями будут вноситься знания о регионе, чтобы не нарушить целостности урока.
Но самым главным является тот факт, что включение материалов регионального плана в содержание обучения иностранному языку несомненно помогает достичь решения практической цели обучения иностранному языку – формирование способности и готовности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур.
Результаты данной работы рекомендуются для использования при подготовке к уроку и повышению мотивации учащихся.