Физиологические особенности дошкольников
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Физиологические особенности детей дошкольного возраста.……………………………………………………………………………5
1.1. Рост и физическое развитие детей дошкольного возраста.……………...5
1.2. Особенности метаболизма и вегетативных функций……………………9
1.3. Структурно-функциональная организация мозга и развитие познавательной деятельности……………………………………………13
Глава 2. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста…...………………………………………………………………………23
2.1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..23
2.2. Обменные процессы и вегетативные системы в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...26
2.3. Функциональное созревание мозга и системная организация когнитивной деятельности...……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы..………………………………………….42
Введение
В настоящее время необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития детей разного возраста является выявление закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза, а также механизмов, данную специфику определяющих. Особенную значимость имеют знания анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни. Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, содержащий информацию как об особенностях жизнедеятельности организма ребенка, о функциях его отдельных систем и процессах, в них протекающих, так и о механизмах их регуляции на разных возрастных этапах детского развития.
Организм ребенка на каждом возрастном этапе отличается присущими только этому возрасту особенностями, влияющими на физическую и умственную деятельность детей. На это указывают в своих работах Н.В. Дубровинская, М.Н. Безруких, В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, В.В. Давыдов, Н.Б. Сельверова, И.А. Корниенко и др. С возрастом происходит развитие ребенка, изменениям подвергаются строение и работа внутренних органов, также меняются потребности детского организма, его реакции на условия внешней среды. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. Знание возрастных особенностей развития ребенка помогает наиболее эффективно развивать детей как в физическом плане (принимать эффективные меры для укрепления здоровья и поддержания нормального развития, подбирать варианты физических упражнений, видов спорта, методик лечебной физкультуры и массажа, наиболее эффективно проводить закаливающие процедуры), так и следить за психическим и познавательным развитием детей.
Знания о закономерностях развития детского организма в дошкольном и младшем школьном возрасте позволяют также разрабатывать психофизиологические основы организации учебно-воспитательной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п. Актуальность данной работы обусловлена в первую очередь тем, что недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Целью данного исследования является изучение физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В задачи исследования входит:
• теоретический анализ физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в специальной литературе;
• сравнительный анализ физиологических особенностей организма в дошкольном и младшем школьном возрасте;
Практическая значимость работы состоит в систематизации знаний в области физиологии детей дошкольного и младшего школьного возраста в целях дальнейшей работы с детьми данной возрастной категории.