Русский язык и культура речи
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Вариант 4
Часть 1. Нормы современного русского литературного языка.
Объясните значение следующих фразеологизмов:
Нести околесицу, мелко плавать, птица высокого полета, заблудшая овца, запретный плод, золотая середина, ни рыба ни мясо.
2. Поставьте ударение в следующих словах.
газопровод, водопровод, теплопровод, плавление, мышление, обнаружение, обеспечение, упрочение, сосредоточение, изобретение, упрощение, углубление, облегчение, приобретение, опрощение, намерение, вероисповедание, опошление, омоложение, разгосударствление, обезличение.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами:
Сытый – сытный, поступок – проступок, представить – предоставить, могучий – могущественный, ледяной – ледовый, комфортный – комфортабельный, информационный – информативный, звериный – зверский, деловой – деловитый.
4. Объясните значение следующих заимствованных слов:
Авизо, генезис, дилемма, консалтинг, остракизм.
Определите род имен существительных.
Гороно, депо, иваси, какао, колибри, картофель, мозоль, тюль, шимпанзе, шампунь, кофе.
5. Образуйте от данных ниже существительных формы винительного падежа единственного и множественного числа.
Дом, книга, карандаш, тетрадь, дядя, юноша, комната, рабочий, дежурная, снег, собака.
Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008.
2 часть. Функциональные стили современного русского языка.
1.Научный стиль: Напишите аннотацию или рецензию научной статьи по Вашей специальности из научного журнала. Объем статьи 1-2 страницы. Первичный текст перепечатывать не нужно.
2 .Напишите заявление с просьбой принять Вас на работу.
3.Объясните смысл приведенных ниже афоризмов.
«Границы моего языка означают границы моего мира».
Людвиг Витгенштейн
«Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир».
Ханс Георг Гадамер
«Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия».
Эразм Роттердамский