контрольная работа по русскому языку
Содержание
Задание 1…….…………………………………………………………………….....3
Задание 2……………………………………………………………………………….4
Задание 3………………………….…………………………………………………….4
Задание 4……………………….……………………………………………………….5
Задание 5……………………………………………………………………………6
Задание 6….…………………………………………………………………….........7
Задание 7….……………………………………………………………………........8
Задание 8….……………………………………………………………………........9
Задание 9….……………………………………………………………………......11
Задание 10.……………………………………………………………………........11
Список использованной литературы…………………………………………...13
Вариант 8
1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали, как два противоположных начала, книги и картины.
2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля
Данный текст относится к художественному стилю, жанр – роман (прозаический подстиль).
3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются
Асимметри́я и доп. асимме́трия, бензопрово́д,
4. Обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных
Образец: темп – [ тэ ]мп (твёрдое произнесение согласного перед Е), крем – к[ р’э]м (мягкое произнесение согласного перед Е); мачта – ма[ чт ]а, что – [ шт ]о.
АкаДЕмия - ака[ д’э]мия (мягкое произнесение согласного перед Е)
5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения
Акселерация – слишком раннее, ускоренное физическое развитие молодого организма.
Бартер – прямой безденежный обмен товарами или услугами; товарообмен.
6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения
Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, беспорядок.
7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант
8. Просклоняйте письменно числительные 689, 1917 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (шесть, шестеро) претендент, участница; (оба, обе) директор, половина.
Шестьсот восемьдесят девять
И.П. Шестьсот восемьдесят девять
Тысяча девятьсот семнадцатый год
И.П. Тысяча девятьсот семнадцатый год
Р.П. Тысяча девятьсот семнадцатого года
Шестеро претендентов, шесть участниц
И.П. Шестеро претендентов, шесть участниц
Оба директора, обе половины
И.П. Оба директора, обе половины
9. Приведите примеры 10 фразеологизмов мифологического происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения
1.Пиррова победа - победа, обесцененная чрезмерными потерями.
10. Приведите примеры 10 латинских фразеологизмов. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения
1.Золотая середина – aurea mediocritas – образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений.
Список использованной литературы
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Большой толковый словарь русского языка. / под ред. С. А. Кузнецова. - СПб., 2009.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. – 431 с.
4. Каган Ю.М. Латинский язык. – М., 2001. – 400 с.
5. Лексические трудности русского языка под редакцией Семенюка А.А. – Словарь-справочник. – М., 1994. – 586 с.
6. Орфоэпический словарь русского языка. / под ред. Р.И. Аванесова. - М., 2007.
7. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999 – 400 с.
8. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.: Знание, 1995. – 256 с.