контрольная работа по русскому языку
Содержание
Задание 1…….…………………………………………………………………….....3
Задание 2……………………………………………………………………………….4
Задание 3………………………….…………………………………………………….5
Задание 4……………………….……………………………………………………….5
Задание 5……………………………………………………………………………5
Задание 6….…………………………………………………………………….........5
Задание 7….……………………………………………………………………........6
Задание 8….……………………………………………………………………........6
Задание 9….…………………………………………………………………….........7
Задание 10.……………………………………………………………………...........7
Задание 11….…………………………………………………………………….......7
Задание 12..…………………………………………………………………………….8
Задание 13……………………….……………………………………………………...8
Список использованной литературы………………………………………….....9
Вариант 1
1. Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос:
Язык. Основные функции языка.
Язык — один из главных моментов существования общества, которое возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда.
2. Дайте определение понятиям:
Литературный язык -
Слово – звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое.
Этимология - 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения.
3. Расставьте ударения в следующих словах:
Ржа́веть, упоря́дочение, сосредото́чение, пе́тля́, и́скри́стый, упро́чение, обеспе́чение.
4. Составьте словосочетания:
Серебряный голос, серебряный иней, серебряный нож, серебристый иней, серебристый ландыш, серебристый голос;
Дружная работа, дружеский привет, дружественное отношение.
5. Назовите общий компонент лексического значения синонимов. Укажите их стилистическую принадлежность (лексика книжная, нейтральная, разговорная, просторечная):
Перелицевать, модифицировать, трансформировать, изменить
6. Найдите русские эквиваленты для иностранных слов:
Имидж,
Конформизм,
легитимный.
7. Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки:
Первое время служба поддавалась нелегко.
В новом учебнике эта тема не потерпела существенных изменений.
Причину аварии удалось установить: наладчик неправильно одел наконечник
на трубку.
8. Укажите значение фразеологических оборотов, составьте с ними предложения:
Ломать голову
Бить баклуши
Кануть в лету
9. С помощью словарей антонимов подберите по три пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов, антонимов-наречий.
10.К сочетаниям двух существительных подберите синонимичные сочетания с прилагательным-определением:
Ручка от двери
11.Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений:
А) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре
рабочий день.
Б) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.
12.Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов, расставьте знаки препинания:
Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова.
Приехав во Владивосток, преступник на второй день был найден милицией.
13.Вставьте пропущенные буквы:
Посв..щение, просв..щение, нтерпр..тация, п..ссимист, пр..зидиум, инт..ллект.
Список использованной литературы
Основная литература
1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. – М. : Омега-Л, 2003. – 448 с.
3. Голуб, И.Б. Риторика. – М., 2010. - 405 с.
Лингвистические словари
1. Большой толковый словарь русского языка. / под ред. С. А. Кузнецова. - СПб., 2009.
1. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. — М.: Про-спект, 2009.
2. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Стили-стический словарь вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. - М.: Астрель ; АСТ, 2004.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. – 431 с.
4. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка / А.А. Зализняк. – М.: Русский язык, 1980.
5. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М.: Русский язык – Медиа, 2008.
6. Каган Ю.М. Латинский язык. – М., 2001. – 400 с.
7. Лексические трудности русского языка под редакцией Семенюка А.А. – Словарь-справочник. – М., 1994. – 586 с.
8. Орфоэпический словарь русского языка. / под ред. Р.И. Аванесова. - М., 2007.
9. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999 – 400 с.
10. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.: Знание, 1995. – 256 с.
Вариант 5
1.Дайте письменно ответ на следующий теоретический вопрос:
Стиль. Функциональные стили русского языка.
2.Дайте определение понятиям:
Речь, этимология, синтаксис.
3.Расставьте ударения в следующих словах:
Каталог, камбала, феномен, приданое, мышление, газопровод, досуг.
4.Составьте словосочетания:
Царский, царственный (поступь, власть);
Живой, жизненный (путь, интерес, организм).
5.Назовите общий компонент лексического значения синонимов. Укажите их
стилистическую принадлежность (лексика книжная, нейтральная, разговорная,
просторечная):
Общеизвестный, традиционный, сакраментальный.
6.Найдите русские эквиваленты для иностранных слов:
Дилемма, вояж, энтузиазм.
7.Укажите смещение паронимов, исправьте ошибки:
Первое время служба поддавалась нелегко.
Он понял, что стал косным виновником прошедшей трагедии.
11
Для этой книги автор собрал благодарный материал.
8.Укажите значение фразеологических оборотов, составьте с ними
предложения:
Заморить червячка, лебединая песня, вавилонское столпотворение.
9.С помощью словарей антонимов подберите по три пары антонимов-
существительных,антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов, антонимов-
наречий.
10.К сочетаниям двух существительных подберите синонимичные сочетания с
прилагательным-определением:
Время обеда, отношения родства, пейзажи моря, девушка восемнадцати лет.
11.Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных
предложений:
А)Поля были не засеяны. Колхоз развалился. Некому было организовать
посевную кампанию.
Б)Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.
12.Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных и
деепричастных оборотов, расставьте знаки препинания:
Применяя ту или иную формы организации труда в каждом отдельном случае
учитываются местные особенности.
13.Вставьте пропущенные буквы:
Выб…рут, прил…гать, ш…в, акац…я, ш…рох, тв…рение, пр…хорошенький,
ж…лтый.