микробиология
выполнить контрольную работу по микробиологии -ответить на вопросы. Основная литература_для выполнения работы:_______________________________________________________
1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА,2002.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Под ред. акад. РАМН Воробьева А.А. М.: МИА, 2008
3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.:Специальная литература, 1998
4. Тэц В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. - М.: Медицина, 2002.
5. Волина Е.Г., Саруханова Л.Е. Основы общей микробиологии, иммунологии, вирусологии. – М.: Медицина, 2004.
Работа в формате - Word. Вопрос - ответ.
Работа (вопросы) :
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ №1
Систематика и классификация бактерий. Морфология бактерий, грибов, простейших
1.Какие методы используют при изучении морфологии микроорганизмов?
2. По каким признакам определяют таксономическое положение бактерий?
3.Перечислите основные таксономические системы бактерий. Что такое клон, чистая культура, штамм?
4.На основании каких свойств или признаков выделяют варианты бакте¬риальных культур?
5.В чем состоят различия клеток эукариот и прокариот?
6.Какие функции в бактериальной клетке выполняют капсула, клеточная стенка и цитоплазматическая мембрана?
7.С помощью каких органелл передвигаются бактерии?
8.Как располагаются жгутики у монотрихов, лофотрихов, амфитрихов и перитрихов?
9.В чем состоят особенности строения нуклеоида бактериальной клетки?
10.При каких условиях наблюдается процесс капсулообразования у бактерий (сапрофитных и патогенных)?
11.Какие структурные элементы клетки бактерий определяют окраску по Граму?
12.Укажите различия в структуре и составе клеточной стенки грамлоложительных и грамотрицательных бактерий.
13.Какую роль играют бактериальные споры и как они образуются?
14.Что такое L-формы бактерий?
15.Отметьте черты сходства и различия между протопластами и сферопластами.
16.Назовите основные формы бактерий.
17.Перечислите бактерии шаровидной формы.
18.В чем состоят различия у бактерий и бацилл?
19.Назовите патогенные диплококки.
20.Перечислите бактерии, имеющие изогнутую форму.
21.Назовитеизвестныевампатогенныебактерии, имеющиеизогнутую форму.
22.К какому царству — эукариот или прокариот — относятся грибы?
23.Отметьте особенности строения клеточной стенки у грибов.
24.Перечислите способы размножения грибов.
25.В чем заключается способ размножения грибов почкованием?
26.Как называется клетка у грибов?
27.Что такое мицелий?
28.Какие признаки учитывают при классификации грибов?
29.Перечислите различия высших и низших грибов.
30.В чем заключаются различия в функциях спор у бактерий и грибов?
31.Отметьте различия в строении органов бесполого размножения у грибов рода Mucor, Penicillium и Aspergillus.
32.Какое количество ядер содержат клетки грибов?
33.Какой мицелий называется септированным?
34.Перечислите основные таксономические системы в классификации грибов.
35. К какому классу относится большинство патогенных грибов?
36. К какому царству относятся простейшие?
37. Охарактеризуйте тип строения клетки простейших.
38. Что такое пелликула?
39.С помощью каких органелл передвигаются простейшие?
40.Перечислите структурные особенности клетки простейших.
41.Какую роль играет циста в жизненном цикле некоторых простейших?
42.Какие структуры клетки простейших аналогичны или близки к структурам многоклеточных животных организмов?
43.Перечислите способы размножения различных простейших.
44.Назовите простейших, патогенных для человека.
Физиология бактерий
1.Как называются бактерии, которые в качестве источника энергии используют солнечный свет?
2.В чем различия катаболизма и анаболизма?
3.Найдите различия между автотрофными и гетеротрофными микроорганизмами.
4.Перечислите основные химические элементы, входящие в состав бактериальной клетки.
5.Каковы различия в источниках питания паразитов и сапрофитов?
6.Охарактеризуйте пути поступления питательных веществ в клетку бактерии.
7.Определите различия между пассивной и облегченной диффузией.
8.Какую роль играют экзоферменты в питании бактерий?
9.Укажите путьпроникновения питательных веществ в клетку, при котором требуется затрата энергии.
10.Как подразделяют бактерии по типу дыхания?
11.Назовите тип дыхания, при котором акцептором электронов служит свободный молекулярный кислород.
12.Какие соединения акцептируют электроны при брожении?
13.Приведите примеры естественных и искусственных питательных сред.
14.Какой ингредиент и в каком количестве добавляют для получения плотной питательной среды?
15.Назовите микроорганизмы, которые не культивируются на искусственных питательных средах.
16.С какой целью используют дифференциально-диагностические среды?
17.Как классифицируют питательные среды по назначению?
18.Дайте определение росту и размножению бактериальной клетки.
19.Каким способом размножаются бактерии?
20.Что называют временем генерации?
21.Перечислите последовательность фаз при выращивании бактерий в жидкой питательной среде (в статической культуре).
22.Перечислите признаки, характеризующие колонию бактерий.
23.Назовите прибор, с помощью которого создаются анаэробные условия.
24.Какие признаки характеризуют S- и R-формы колоний?
25.Какие требования предъявляются к составу питательных сред?
Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы
1.Какие группы микроорганизмов выделяют в зависимости от показателей оптимальной температуры их роста?
2.Перечислите методы стерилизации с помощью высокой температуры.
3.Укажите объекты, подлежащие пастеризации, температуру, при которой ее проводят, и продолжительность.
4.Какие питательные среды стерилизуют дробным методом?
5.В каком аппарате проводят стерилизацию сухим жаром?
6.В каких случаях применяют метод тиндализации?
7.Укажите температуру, которая создается в автоклаве при давлении 0,5 атм.
8. Перечислите физические методы стерилизации.
9.Назовите несколько химических веществ, наиболее часто применяемых для дезинфекции.
10.Что такое асептика?
11.С именами каких ученых связано введение методов асептики в медицинскую практику?
12.Что такое антисептика?
13.Назовите формы (типы) взаимоотношений между различными группами микроорганизмов.
14.Какая форма взаимоотношений между организмами называется симбиозом?
15.Приведите пример метабиоза в отношениях микроорганизмов.
16.Какие микроорганизмы называют комменсалами?
17.При какой форме взаимоотношений один из видов микроорганизма усиливает активность другого вида?
18.Перечислите типы антагонистических взаимоотношений между микроорганизмами.
Роль микроорганизмов в природе и их распространение
1.Какую роль играют микроорганизмы в круговороте углерода?
2.Перечислите последовательность этапов превращения азотсодержащих веществ микроорганизмами (круговорот азота).
3.Какую роль играет нормальная микрофлора тела в жизни человека?
4.Укажите различия между резидентной и транзиторной микрофлорой человека.
5.Какие факторы влияют на изменение видового и количественного состава нормофлоры человека?
6.Какие различия в составе микрофлоры отмечаются в различных отделах кишечника?
7.Чем обусловлено незначительное содержание микроорганизмов в желудке?
8.В состав какого биотопа организма человека входят микроорганизмы, обеспечивающие колонизационную резистентность?
9.Что такое селективная деконтаминация?
10.Какие микроорганизмы — аэробные или анаэробные — удаляют из биотопа при селективной деконтаминации?
11.Что такое эубиоз?
12.Какие изменения происходят при дисбиозе?
13.Определите различия между дисбиозом и дисбактериозом.
Санитарная микробиология
1.Назовите цели и задачи санитарной микробиологии.
2.Какие микроорганизмы называют санитарно-показательными?
3.Дайте характеристику БГКП (бактерий группы кишечной палочки) и назовите виды микроорганизмов, входящих в эту группу.
4.Наличие каких бактерий свидетельствует о свежем фекальном загрязнении воды?
5.Какие показатели определяют при санитарно-микробиологическом исследовании воды?
6.Что такое "микробное число" и как его определяют?
7.Какой метод используют для выявления БГКП в воде?
8.Для каких целей используют методы Коха и Кротова?
9.Назовите санитарно-показательные микроорганизмы, по наличию которых в воздухе можно оценить его чистоту?
10.В чем заключается аспирационный метод и с какой целью его используют?
11.На каких средах культивируют БГКП?
12.Какие объекты и предметы подлежат исследованию в помещениях аптек при санитарно-микробиологическом контроле?
Генетика бактерий
1. Назовите структурный элемент бактериальной клетки, в котором закодирована наследственная информация.
2.Как называются внехромосомные кольцевые молекулы ДНК?
3. Какие функции выполняют плазмиды?
4.Дайте характеристикуR-плазмид.
5.Что такое модификации и как они проявляются у микроорганизмов?
6.Что такое мутагены? Приведите примеры.
7.Перечислите виды рекомбинаций у бактерий.
8.Как осуществляется передача генетической информации при трансформации?
9.Какой вид рекомбинации осуществляется с помощью бактериофагов?
10.Какие клетки выполняют функцию донора при конъюгации?
11.Приведите примеры практического применения достижений современной генетики и генной инженерии.
Антимикробные препараты (антибиотики)
1.Назовите имя исследователя, открытие которого послужило основой для
получения антибиотиков.
2.В каком году был получен препарат. "Пенициллин"?
3.Дайте классификацию антибиотиков по их биологическому происхождению.
4.Назовите несколько антибиотиков, выделенных из актиномицетов.
5.Какой микроорганизм является продуцентом первого выделенного антибиотика?
6.Какие антибиотики продуцируются животными организмами?
7.Что такое фитонциды?
8.Дайте классификацию антибиотиков по механизму действия.
9.С какой целью применяют антибиотики в медицине и ветеринарии?
10.Охарактеризуйте бактериостатическое и бактерицидное действие антибиотиков.
11.Какими методами определяют чувствительность микроорганизмов к антибиотикам?
12.Назовите диаметр зоны задержки роста микроорганизма, чувствительно¬
го к антибиотику?
13.Какой диаметр зоны задержки роста свидетельствует об отсутствии чувствительности к нему микроорганизма?
14.Дайте классификацию антибиотиков по химическому составу.
15.Как различаются антибиотики по спектру действия?
16.Перечислите несколько антибиотиков широкого спектра действия.
17.Охарактеризуйте способы получения антибиотиков.
18.Каким способом получают антибиотики 1-го, 2-го, 3-го и последующих
поколений?
19.Назовите несколько противогрибковых антибиотиков.
20.Действие каких антибиотиков приводит к образованию L-форм бактерий?
21.Укажите последовательность основных этапов получения антибиотиков
из природных продуцентов.
22.Назовите осложнения, наиболее часто возникающие в макроорганизме
при лечении антибиотиками.
23.Какие изменения возникают у микроорганизма при воздействии на него
антибиотиков?
24.С какими формами изменчивости связано появление резистентных форм
микроорганизмов?
25.Какими способами микроорганизм защищается от воздействия антибиотиков?
26.Какую роль играет пенициллиназа?
27.Что такое "эффлюкс"?
28.Назовите плазмиды,участвующие в формировании антибиотикорези-
стентных микроорганизмов.
29.Перечислитепутипреодоленияантибиотикоустойчивостимикроорганизмов.
30.Каким образом предупреждают развитие кандидомикоза у больных при
лечении их антибактериальными препаратами широкого спектра действия.
Общая вирусология
1.Назовите имя исследователя, которому принадлежит открытие вирусов.
2.Какой вирус был открыт первым и когда это произошло?
3.В каких формах существуют вирусы внутри клетки и вне ее?
4.Какие нуклеиновые кислоты содержат вирусы?
5.Что такое капсид и какую химическую природу он имеет?
6.Что такое капсомеры?
7.В каких единицах измеряют размеры вирионов?
8.На основании каких признаков классифицируют вирусы?
9.Чем различаются простые и сложные вирионы?
10.Что такое суперкапсид?
11.Какие типы ДНК существуют у вирусов?
12.Какие типы структурной организации РНК существуют у вирусов?
13.Какие функции осуществляют ферменты вирусов, и в каких процессах
участвуют?
14.Каким способом размножаются вирусы?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ №2
Инфекция и иммунитет
1.Что такое иммунитет?
2.Назовите виды (формы) иммунитета.
3.Какой вид иммунитета вырабатывается после перенесенного заболевания?
4.Какой вид иммунитета вырабатывается после введения вакцины?
5.Какой вид иммунитета вырабатывается после введения иммунной сыворотки?
6.Перечислите факторыимеханизмынеспецифическойрезистентности макроорганизма.
7.Назовите клетки макроорганизма, обладающие фагоцитарной активностью.
8.Как классифицируют Т-лимфоциты по их функциональным особенностям?
9.Какие клетки продуцируют антитела?
10.Какой иммунитет называется антитоксическим?
11.Перечислите формы иммунного ответа.
12.Что такое антиген?
13.Назовите виды антигенов.
14.Перечислите основные свойства полноценного антигена.
15.Укажите основные свойства гаптена.
16.Назовите антигены бактерий.
17.Какова природа антител?
18.Перечислите классы иммуноглобулинов.
19.Какие иммуноглобулины первыми синтезируются в организме после инфицирования?
20.Назовите ученого, впервые описавшего явление фагоцитоза.
21.Перечислите стадии фагоцитоза.
22.Назовите виды фагоцитоза.
23.Что такое диагностикум?
24.С какой целью применяется реакция связывания комплемента?
25.Назовите ингредиенты реакции связывания комплемента.
26.Какая иммунная реакция применяется для определения токсигенности культуры микроорганизмов?
27.Укажите признаки положительной реакции преципитации в геле.
28.С какой целью применяют реакцию преципитации?
29.С какой целью применяют реакцию пассивной (непрямой) гемагглютинации?
30.Что такое эритроцитарный диагностикум и для какой цели его используют?
31.Назовите препараты, применяемые для активной иммунизации.
32.Что такое анатоксин и каким способом егоготовят?
33.Какие бактериальные препараты применяют для пассивной иммунизации?
34.Какой бактерийный препарат готовят из экзотоксинов бактерий?
35.Укажите продолжительность защитного действия иммунных сывороток, введенных в организм человека
36.Перечислите принципы получения живых вакцин.
37.Перечислите виды вакцинных препаратов.
38.Какие препараты применяют для профилактики инфекционных болезней?
39.Какие бактерийные препараты применяют для лечения инфекционных болезней?
40.Для какой цели используют реакцию бактериолизиса?
41.Назовите стадии реакции бактериолизиса.
42.Что такое иммунологическая память?
43.Что такое гиперчувствительность и ее типы?
44.Назовите реакции гиперчувствительности немедленного типа.
45.Назовите реакции гиперчувствительности замедленного типа.
46.Какие факторы иммунитета обусловливают гиперчувствительность немедленного типа?
47.Какие факторы иммунитета обусловливают гиперчувствительность замедленного типа?
48.Как выявляют состояние постинфекционной гиперчувствительности к возбудителю?
49.Для какой цели используется реакция иммунодиффузии по Манчини?
50.Какая иммунологическая реакция используется для определения количества иммуноглобулинов в сыворотке крови человека?
51.Перечислите иммунокомпетентные клетки и укажите их функции.
52.Какое количество Т-, В- и недифференцированных лимфоцитов содержится в периферической крови здоровых людей?
53.Что такое патогенность микроорганизмов?
54.Что такое вирулентность микроорганизмов?
55.В каких единицах выражают вирулентность микроорганизмов?
56.Какими свойствамиобладают патогенные микроорганизмы?
57.Какие ферменты обусловливают инвазивные свойства бактерий?
58.Что такое адгезия бактерий?
59.Какие токсины продуцируют патогенные микроорганизмы?
60.Перечислите основные свойства экзотоксинов.
61.Перечислите основные свойства эндотоксинов.
62.Под действием каких факторов экзотоксины переходят в анатоксины?
63.Что такое доза инфекции?
64.Что такое входные ворота инфекции?
65.Перечислитефакторы, ослабляющие защитные функции макроорганизма.
66.Перечислите последовательность периодов острого инфекционного заболевания.
67.Какие микроорганизмы называются условно-патогенным и? Приведите примеры.
68.Что такое аутоинфекция?
69.Что такое очаговая (местная) инфекция?
70.Что такое генерализованная (общая) инфекция?
71.Что такое бактериемия?
72.Что такое токсинемия?
73.Какие формы инфекции различают по числу инфицирующих агентов?
74.Как классифицируют инфекционные болезни по степени их распространения?
75.Что такое вторичная инфекция?
76.Что такое реинфекция?
77.Что такое суперинфекция?
78.Что такое рецидив?
79.Что такое бактерионосительство?
80.Назовите пути передачи возбудителей инфекционных болезней.
81.Какие инфекции называют антропонозами?
82.Какие инфекции называют зооантропонозами?
83.Что такое источник инфекции?
84.Какова длительность хронического бактерионосительства?
85.Какова длительность острого бактерионосительства?
86.Что такое микстинфекция?
87.Что такое эпидемия?
88.Что такое пандемия?
89.Что такое эндемическое распространение инфекционного заболевания?
90.Какие инфекционные заболевания называют природно-очаговыми?
91.Как различают инфекционные заболевания по длительности течения?
92.Перечислите возможные механизмы передачи инфекции.
93.Что такое персистенция возбудителя инфекционной болезни?