Ценообразование
Задача №1
Рассчитать для предприятия критическую точку объема производства изделий (точку безубыточности), а также определить объем производства и продаж изделий для получения планируемой прибыли в размере 15 000 ден. ед. при следующих данных:
1) цена продажи одного изделия – 60 ден. ед.;
2) удельные переменные затраты (расходы) на единицу изделия – 40 ден. ед.;
3) постоянные затраты – 300 ден. ед.
Задача №2
1. Способна ли фирма на рынке совершенной конкуренции контролировать цену? Какой эластичностью обладает спрос на продукцию одной фирмы в условиях совершенной конкуренции?
2. Заполните пустые колонки таблицы 1 и изобразите графически спрос, предельный доход, валовой доход и валовые издержки фирмы в условиях совершенной конкуренции. Цена единицы продукции равна 131.
3. Используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками, на основе данных таблицы 3 определите объем производства, при котором совокупная экономическая прибыль будет максимальна. Укажите точки критического объема производства.
Цены на продукцию естественных монополий и методы их регулирования
Общая классификация методов ценообразования
Вариант № 8
Задача №1
Определить среднегодовую цену нового отечественного легкового автомобиля, если по данным Росстата его цена на начало года составляла 243,27 тыс.руб., с 1 марта выросла на 4,44 тыс.руб., с 5 апреля увеличилась на 2% с начала года и далее повышалась на 1% через каждые 15 дней до 4 августа и оставалась неизменной до 4 октября, 5 октября цена упала на 3%, а 1 ноября возросла на 3% и оставалась неизменной до конца года.
Задача №2
Определить направление сдвигов кривой предложения под влиянием различных факторов, заполнив таблицу. Направление сдвигов отметить в графах знаком «+».
№ п/п Причины сдвигов Направление сдвига
вправо влево
Задание в тестовой форме
1. Каким образом Фома Аквинский формулировал свое отношение к торговой прибыли?
а) торговая прибыль необходима, так как без нее никто не будет заниматься торговлей, которая необходима обществу;
б) торговая прибыль преследует удовлетворение низменных побуждений (жадность и стяжательство), поэтому безусловно осуждается;
в) торговая прибыль оправдана, только если служит общественной пользе и является справедливым вознаграждением за риск, труды и затраты торговца.
Средневековые богословы признают необходимость торговли для существования общества. Но торговлей никто не будет заниматься, если невозможно получить прибыль. В каких случаях она допустима? Ответ на этот вопрос, даваемый Фомой Аквинским и другими теологами, сводился к тому, что конечным критерием служит общее благо. Торговля введена для общей выгоды. Торговая прибыль оправдана, если она служит общественной пользе (publicam utilitatem), если она умеренна и может быть сочтена справедливым вознаграждением за риск, труды и затраты (stipendium laboris), обеспечивающим существование человека; кроме того, прибыль от торговли может быть оправдана благотворительными целями, на которые она тратится. Жадность и стяжательство - грех, и торговля, преследующая удовлетворение этих низменных побуждений, безусловно осуждается. Но как распознать намерения торговца? Где кончается стремление послужить обществу за умеренную награду и начинается обогащение?
2. Кто из ученых-экономистов утверждал, что стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда?
а) А.Смит;
б) К.Маркс;
в) Д.Рикардо;
г) У.Петти.
Общественная стоимость товара, указывал К. Маркс, «измеряется не тем количеством рабочего времени, в которое фактически обошелся товар производителю его в данном отдельном случае, а рабочим временем, общественно необходимым для производства товара».
Определение общественно необходимых затрат труда сводится к определению количественной границы общественного рабочего времени, которое целесообразно затратить на производство товара. В свое время К. Маркс дал четкий критерий определения общественно необходимого рабочего времени. Он писал: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».
Если, как отмечал К. Маркс, «определенный товар произведен в количестве, превышающем наличную общественную потребность, часть общественного рабочего времени оказывается растраченной попусту, а вся масса товаров представляет тогда на рынке гораздо меньшее количество общественного труда, чем то, которое в ней действительно заключается».
3. Ценовые диспропорции между различными отраслями свидетельствуют о реализации следующей функции цены:
• учетно-измерительной;
• регулирующей;
• стимулирующей;
• распределительной и перераспределительной.
4. Смещение кривой предложения происходит под влиянием:
• неценовых факторов;
• роста цены;
• падения цены;
• увеличения количества продаваемых товаров;
• уменьшения количества продаваемых товаров.
5. Уменьшение дохода потребителей для кривой спроса низшего товара означает сдвиг кривой спроса:
• вправо;
• влево.
Низшие товары – такие товары, по которым, при росте платежеспобности покупательский спрос на него при неизменности его цены и даже при падении цены падает (маргарин и масло).
6. Кейнсианский сегмент кривой совокупного предложения означает следующую зависимость:
• реальный объем национального производства изменяется, а уровень цен остается постоянным;
• увеличение национального объема производства сопровождается ростом цен;
• объем национального производства остается постоянным на уровне полной занятости, а уровень цен меняется.
7. Что означает условие FOB (free on board side ship) - свободно на борту судна в обозначенном порту отгрузки
• Товар, прошедший таможенную очистку, должен быть размещен вдоль борта судна в зоне досягаемости судовых кранов на причале в указанном порту погрузки;
• Продавец обязан поставить за свой счет товар, прошедший таможенную очистку, на борт судна, зафрахтованного покупателем в установленные сроки; с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки все расходы и риски несет покупатель;
• Продавец обязан доставить товар в порт назначения и предоставить в распоряжение покупателя на борту судна в обычном пункте разгрузки (например, на грузовом причале). Расходы по выгрузке и таможенной очистке несет покупатель.
8. Какая цена исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции?
• сезонная цена;
• подвижная цена;
• ступенчатая цена;
• скользящая цена
9. Укажите наиболее мягкий метод регулирования цен:
• установление предельных цен;
• установление фиксированных цен;
• введение рекомендательных цен;
• установление фиксированных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
• замораживание цен;
• регистрация цен
10. Цена признается монопольно высокой, если:
• эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующее положение;
• эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли;
• эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующее положение, а также превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли.
11. Рост покупательной способности денег и снижение общего уровня цен – это…
• инфляция;
• дефляция;
• стагфляция;
• дефолт.
12. Согласно концепции жизненного цикла товара ценовая политика на стадии роста заключается в следующем:
• цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель;
• цена должна быть высокой;
• цена должна быть низкой;
• цена должна соответствовать средней рыночной.
Цены снижаются в ходе конкуренции. Высокие прибыли от массовой реализации.
13. Какое условие необходимо для успешной реализации стратегии премиального ценообразования?
• эффект цены больше эффекта масштаба
• эффект цены меньше эффекта масштаба
• эффект цены равен эффекту масштаба
14. Мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет за определенный период времени объем товара свыше договорного предела, и распространяется на объем товара сверх этого предела – это…
• Скидки за ускорение оплаты;
• Скидки за внесезонную закупку;
• Накопительные (кумулятивные) скидки за объем закупок;
• Скидки за поощрение продаж нового товара;
• Скидки при комплексной закупке товаров;
• Скидка за отказ от товаров фирм-конкурентов.
15. Изменение выигрыша фирмы за счет прироста или сокращения объемов реализации при изменении цен на ее продукцию - это…
• Эффект цены;
• Эффект объема.